Геологический кружок «Юный геолог» геологоразведочного колледжа г. Семей

«И невозможность

Стала верной –

Не отступать,

Не уступить»

(С.Кирсанов

 Поэма «Вершина»)

(Девиз кружка «Юный геолог)»

 

История геологического кружка при геологоразведочном колледже, как ни странно началась с директора колледжа Альмуханова Марала Альбековича. В 2004 году директор колледжа побывал в Доме технического творчества города Усть-Каменогорска, где встретился с руководителями геологического кружка Зориной Тамарой Сергеевной, профессиональным геологом и прекрасным человеком, и Кучериной Натальей Петровной, энтузиасткой геологии. На этой встрече они договорились о проведении совместных экспедиций. Первая экспедиция состоялась в 2004 году, в которой приняли участие студенты геологоразведочного колледжа, юные геологи областной станции юных техников и школьники геологического кружка из Асу-Булакской средней школы, где руководителем является учитель этой школы Евдокимов Борис Иванович, романтик и интеллектуал. Маршрут проходил интереснейшим местам Восточного Казахстана – от песков Северного Призайсанья до высокогорного озера Маркаколь. Участники экспедиции посетили замечательные геолого-палеонтологические памятники природы – Чекельмес, Ашутас, Киин-Кериш, побывали в Маркакольском государственном заповеднике. Отобраны образцы пород, минералов, флоры палеогенового периода, сделано множество снимков.

 

Итак, первая экспедиция 2004 года положила начало созданию Геологического кружка «Юный геолог» при геологоразведочном колледже. В кружке занимается около 25 юных геологов, с ними работают семь преподавателей колледжа: Есеноманов Д.Р. (с 2010 г.), Москальцева М.С. (с 2010 г.), Гребенюкова Л.Н. (с 2004 г.), Айжаксин О.М. (с 2010 г.), другие преподаватели работают с кружковцами два-три года. Основной деятельностью кружка стала организация ежегодных научно-практических геологических экспедиций по Восточно-Казахстанской области, где участникам кружка предоставляется возможность на практике овладеть определенными умениями и навыками полевой геологической работы: знакомство с географией родного края, геологическое изучение конкретных территорий, составление отчета о пройденном маршруте, сбор различного каменного материала: горных пород, минералов, руководящих ископаемых материалов и т.п., которые в дальнейшем, используются для учебной работы и пополнения коллекции геологического музея, куда переносится работа кружка, после окончания экспедиций.

 

При выборе маршрута научно-практических экспедиций ориентировались на изучение наиболее интересных в геологическом плане уголков Восточно-Казахстанской области.

 

2004 год – был проложен маршрут от Северного Призайсанья до высокогорного озера Маркоколь.

 

2005 год – экспедиция исследовала заповедные места Курчумского и Катон-Каргайского районов.

2006 год – маршрут Семей – Киин-Кириш Зайсанского района, ценный уникальный памятник природы.

 

2007 год – экспедиция была посвящена 75-летнему юбилею колледжа и проходила под названием «Зайсанское кольцо» по маршруту: Семей — Рудный Алтай – Зайсан. Были посещены Ридерско-Сокольское месторождение, Таганское месторождение глин, палеонтологический заповедник Ашутас. «Экспедиция «Зайсанское кольцо» дала нам огромные представления и закрепила теоретические знания в области геологии, помогла настроить в нас дух и волю молодых геологов. Каждый из нас, побывавших в этих краях, где проходил наш маршрут, наверняка хочет повторить все теплое и хорошее, затронувшее наши души и сердца, нашу плоть и воображение!» (СГРК, гр. Г-51 Кузин С.)

 

В 2008 году изучались месторождения Тарбагатойских гор, Саякское месторождение меди.

 

В 2009 году экспедиция проходила по маршруту Усть-Каменогорск – Асу-Булак – Верхняя Уба. Изучались редкометальные месторождения: субвулканические образования и рифовые известняки, древние оловянные горные выработки бронзового века. «В период с 29 июля по 5 августа студенты нашего колледжа побывали в экспедиции <…>. Были найдены своеобразные формы отдельности – это шестигранные призмы порфиритов, которые образовались вследствие медленной кристаллизации магмы. Возраст субвулкана – девон. На данной территории был обнаружен выход древнего рифа, представленного известняками с многочисленной флорой и фауной.» (СГРК, гр. Г-61 Жумагалиев А, Сагатбеков Ч.).

 

 «За те 8 дней, которые мы провели в экспедиции, мы повидали много интересного, побывали в заповедных местах нашей области: Николаевский рудник, Калбинский хребет, Белогорское месторождение, Асы-Булакская

пегматитовая жила, астрологический комплекс «Муздыбай». …мы спустились к бывшему рифу. Мы обрадовались увиденному и были удивлены тем, что смогли воочию увидеть отпечатки древних моллюсков. Когда об этом нам рассказывали на занятиях исторической геологии, то я и подумать не мог, что своими руками смогу отобрать их пробы» (СГРК, гр. Г-71 Калиев Максат).

 

В 2010 году экспедиция работала на горе Шекельмес, оз. Зайсан, Киин-Кириш, Ашутас. Студенты ознакомились с геологическим строением Кендерлыкской мульды, в которой разрабатывается угольное месторождение. «<Шекельмсе> совсем не большая геологическая структура в Зайсанской эвгосинклиналии, но очень загадочная. Здесь есть всё, над чем стоит поработать, как умственно, так и физически» (Студент СГРК).

В 2011 годы экспедиция изучала территорию Чердоякского разлома: «…в карьерах прослеживаются несколько шахт, в которых видна кварцевая жила огромных размеров. В сопутствующих породам глинах присутствуют вкрапления золота. Были замечены выходы подземных вод.» (студент СГРК Жалелов А.Т.).

 

В ходе научно-практических экспедиций студенты, работая и изучая реальные природные явления, факты и процессы, расширяют, углубляют и обогащают полученные теоретические знания, конкретизируют их. Во время маршрута от его участников требуется умение наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, вести самостоятельную работу, брать на себя ответственность, находить контакт с другими участниками экспедиции, выполнять работу исследовательского характера, т.е. всё то, что будет крайне необходимо выпускникам нашего колледжа, для успешной и продуктивной профессиональной деятельности. Во всех экспедициях эта исследовательская работа нашими студентами выполнялась блестяще.

 

Возможно, кто-то может заметить, о том, что студенты-геологи каждое лето проводят на геологическом полигоне, который восполняет практический опыт. В ответ можно процитировать отрывок из статьи одного из участников научно-практической конференции: «…полигон ведь не сможет охватить весь тот богатый «наглядный» материал, что предоставляет нашим студентам природа нашей области. Из этих экспедиций студенты возвращались не только с коллекцией горных пород… Они получали массу положительных впечатлений, ведь профессия геолога – одна из самых романтичных профессий, и этому способствуют посиделки у походного костра, новые неизведанные места, постоянное ощущение поиска и захватывающее ощущение находки. Они открывали для себя все чудеса окружающего их мира, их родного края, о которых и не подозреваешь, занимаясь наукой только теоретически, сидя в учебном кабинете, или ограничиваясь территорией полигона. Участники экспедиций имели возможность подняться выше на несколько ступенек знаний как специалисты в выбранной ими профессии.»

 

Как уже оговаривалось ранее, работа кружка не ограничивается лишь экспедициями. По окончанию экспедиций её участники готовят разного вида отчёты: выпускают газету, проводят научно-практические внутриколледжские конференции, выступают с докладами на ежегодной Республиканской научно-практической конференции в г. Усть-Каменогорск в ВКТГУ им. Серикбаева, а полученный в экспедиции каменный материал систематизируется и пополняет фонд геологического музея. Всё это дает возможность студентам окунуться в научно-исследовательский мир, многосторонне совершенствоваться.

 

С 2010 года участниками геологического кружка стали учащиеся средних школ. Так как они ещё «младшая категория», то не принимают участие в научно-практических экспедициях, но зато проходят геологические маршруты, совершают поездки на месторождения в пределах региона г.Семей. В кружке, наглядно изучая минералы, их состав, свойства и т.д., будущие абитуриенты не только расширяют свои знания, свой кругозор в области геологии, но уже имеют более чёткое представление о своей будущей специальности.

 

С 2010 года участники нашего геологического кружка принимают активное участие в Геологических олимпиадах юных геологов, как в Казахстане, так и в России, и неоднократно занимают призовые места. Базовой основой нашей команды стали те знания и навыки, которые были получены при участии в геологическом кружке. Багаж теоретических знаний, практический опыт участия в экспедициях и геологических маршрутах, позволил команде колледжа лидировать практически по всем вида соревнований и номинаций и получать почетные грамоты и дипломы за занятые призовые места.

 

Закончить этот небольшой рассказ о нашем геологическом кружке хочется стихотворением кружковцев Оспамбаева А. и Салимгиреева Х. (Гр. Г-71):

Каждый день встаем мы рано,

Отправляемся в маршрут:

Изучать рельеф и местность,

Нас просторы Семска ждут.

 

Знаем мы теперь, как горный компас

Правильно в руках держать,

Углы складок, азимуты

Измерять и замерять.

 

Обнажение, если встретим,

Сможем сразу описать;

Расстояние до объекта

Визуально указать.

 

Каждый день не светит солнце,

Гремит гром и дождь идет,

Ну, а геолог в бодром духе

Все эти трудности пройдет.

 

Лариса Николаевна

Дает нам наставления –

Руководитель практики,

И учит нас терпению.

 

Множество красивых мест

Вместе с ней мы повидали.

О геологии Семея

Все интересное узнали.

 

Дружно, вместе по маршрутам

Нам понравилось ходить.

На полях, горах и реках

Время с группой проводить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *